vacancy name
25 авг

Как провести адаптацию нового сотрудника

Адаптация персонала в организации – важнейший этап для любого работодателя. Около 20% всех новых сотрудников увольняются в первые 3 месяца работы – в том числе, из-за некачественно проведенной адаптации персонала, или онбординга. От правильного проведения этого этапа зависит возможность нового сотрудника влиться в коллектив, пройти обучение, понять круг своих обязанностей и стать полноценной частью общего рабочего процесса. В этом материале мы расскажем о том, как должна проходить адаптация новых сотрудников, какие цели должны перед ней стоять, а также о типичных ошибках, которые обычно при этом допускаются.

 

Что такое адаптация персонала

Адаптация – это регламентированный комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы новый сотрудник как можно быстрее и полнее влился в рабочий процесс. Важно, чтобы этот процесс был именно регламентированным, а не спонтанным. То есть, состоял из ряда этапов, распределения ролей, и одинаково применялся руководителем ко всем новым сотрудникам. Главные задачи, которые должен решать этот этап, следующие:

  • Снижение временных издержек на профессиональное обучение. Благодаря грамотно организованной адаптации работник достаточно быстро сможет взять на себя весь функционал, связанный с его должностью, и приступить к полноценной работе. Это сэкономит время уже действующих специалистов, поможет новичку преодолеть психологический дискомфорт, почувствовать себя «как дома».
  • Максимально полное знакомство работника с его рабочим функционалом. По статистике меньше половины работников с уверенностью могут утверждать, что при знакомстве с вакансией получили достоверную и полную информацию о том, чем им придется заниматься. На этапе адаптации сотрудник должен получить представление обо всех входящих в его обязанности действиях.
  •  Уменьшение текучки кадров. Именно отсутствие правильно проведенной организационной адаптации часто приводит к проблемам с освоением новых обязанностей, включением в коллектив, как следствие – к раннему увольнению сотрудника. В то же время качественно проведенная адаптация позволяет новичку установить тесный контакт с коллективом, почувствовать себя частью рабочих процессов, получить дополнительную мотивацию.

 


Что должна включать адаптация персонала

Адаптация персонала может включать следующие мероприятия:

  • Система наставничества со стороны более опытного сотрудника, который будет готов отвечать на вопросы, помогать адаптироваться и приспосабливаться к новым обязанностям. Для повышения качества системы в идеале нужно установить материальный стимул для наставника.
  • Тренинги и семинары с регулярным тестированием усвоенного материала.
  • Заполнение анкет, личные беседы и другие способы получить от новичка обратную связь.

В целом процесс адаптации нового сотрудника должен идти по системе «от общего к частному». Вначале стоит познакомить работника с историей, общими принципами и задачами компании, постепенно переходя к более частным вопросам и конкретным обязанностям.

 

Типичные ошибки во время адаптации

Большинство работодателей знают о необходимости адаптационного периода для работника, однако относятся к процессу формально, в итоге он не приносит результатов. К наиболее распространенным ошибкам относятся:

  • Отсутствие контроля над наставниками. Иногда это приводит к тому, что человек, назначенный для помощи новичку, воспринимает свои обязанности несерьезно, а новичок допускает ошибку за ошибкой. Система наставничества должна предполагать меру ответственности за ошибки новичка, если они допущены по причине плохого инструктажа наставника.
  •  Некачественное информирование сотрудника. Еще на этапе собеседования будущий работник должен точно знать объем своей заработной платы и сроки ее выплаты, систему поощрений и взысканий, карьерные перспективы и прочее. Это делается во избежание неприятных сюрпризов уже после подписания трудового договора.
  •  Не были приняты меры по введению новичка в курс «внерабочих» и негласных корпоративных традиций и правил. Чтобы новый сотрудник быстрее почувствовал себя в своей тарелке, работодатель должен принять меры по включению новичка во все ежедневные и еженедельные мероприятия.